Последние комментарии
Наши контакты
Журнал «Известные люди России» №2 (8)№1 (7)
Журнал «Известные люди Юга» №6(№5)(№4)(№3)(№2)(№1)

Читайте нас:  

   
04 декабря 2020

ФКС: ЛЕКАРСТВО ОТ ОТКАТОВ

Россия наконец-то переходит к тому, что уже несколько лет готовилось под рабочим названием «федеральная контрактная система».
В начале апреля президент РФ Владимир Путин подписал Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступит в силу 1 января 2014 года. Закон придет на смену 94-ФЗ, регламентирующему государственные закупки в России c 2005 года. 
Это очень долгожданный закон и он очень долго принимался - в документ за время его рассмотрения было внесено более 800 поправок. 
Какие новшества он несет, кого коснется? За разъяснением мы обратились к руководителю ОАО «Юридическое агентство «СРВ» Роману САВИЧЕВУ. 
- Сразу отмечу, что меня обнадеживают утверждения о том, что реализация закона о федеральной контрактной системе позволит значительно сократить коррупцию в сфере госзакупок: мол, если все нормы закона будут выполнены, то откаты станут практически невозможными, - говорит Р. Савичев. - Система госзаказа дополняется важными элементами, среди которых выделяется возможность выбора разных закупочных моделей. Закупки должны осуществляться через конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений. И лишь в строго определенных случаях может быть выбран так называемый единственный поставщик. Сегодня очень большой объем госзакупок осуществляется как раз у единственного поставщика, что, по сути, ставит крест на здоровой конкуренции. Кроме того, в отличие от действующего законодательства федеральная контрактная система предусматривает регламентацию вопросов планирования закупок и контроля их эффективности. 
Важным для бизнеса является как раз этап планирования госзакупок. Знание о том, что в будущем будут закупать госкомпании, является стимулом к развитию конкретных рынков и оптимизации инвестиционной деятельности. Вместе с тем это не значит, что для поставщиков путь к госзаказу отныне станет прост: среди прочего появятся различные фильтры, позволяющие, например, исключить возможность манипулирования на стадии закупок или отстранить от участия в конкурсах компании, не имеющие компетенции по производству соответствующей продукции.
На мой взгляд, должно положительным образом сказаться на экономике и то, что новый закон содержит блок норм в части предоставления преференций для отечественных производителей. В настоящее время заказчики имеют право ограничивать участие иностранных производителей только по мотивам государственной безопасности. Со следующего года появятся возможности вводить ограничения на закупку импортных товаров и услуг не только из соображений безопасности, но и с целью стимулирования отечественной экономики.
Кстати, контрактную систему не обойдет и масштабно развернувшаяся в стране информатизация. Должна появиться единая информационная система, где указывается информация о планах закупок и об исполнении контрактов, содержится реестр контрактов, заключенных заказчиками, библиотека типовых контрактов, реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний. Принципиально важно, что эта информация будет общедоступной и ее получение не потребует затрат. Потому бизнесу, рассчитывающему работать в сфере госзакупок, на мой взгляд, нужно будет пристально следить за формированием этой информационной системы, чтобы со вступлением нового закона в силу уметь полноценно ею пользоваться. Это возможность не только найти заработок, но и защитить свои права в случае нарушений интересов или некорректного поведения госоргана.
Думаю, что к теме работы федеральной контрактной системы пресса вернется еще не раз, когда закон вступит в силу. И напоследок еще раз скажу, что смысл новой системы, которую сейчас будут внедрять, в том, что регулирование начинает распространяться на все стадии закупок: от запуска самой идеи, ее обоснования - для чего нужна закупка, почему она должна быть именно такой, а не другой и сколько она стоит - до исполнения заказа. Это говорит о том, что закон сложный и требует тонкой настройки, в том числе и с помощью подзаконной нормативной документации. При этом понятно, что принятие прозрачных норм в сфере госзакупок может быть встречено сопротивлением и критикой со стороны лоббистов и чиновников, не заинтересованных в этом процессе. Хочется надеяться, что усилия лоббистских группировок в процессе предстоящего принятия подзаконных нормативных актов в итоге не изменят концепцию закона.

Автор: 


Рейтинг Известных людей

Посмотреть весь рейтинг

Голубев
Василий Юрьевич
Ростовская область

Казакова
Ольга Михайловна
Ставропольский край
Савичев
Роман Валерьевич
Ставропольский край
Ткачев
Александр Николаевич
Краснодарский край

Кадыров
Рамзан Ахматович
Республика Чечня
 
Другие проекты asrv.ru vestnikxp.ru ludiuga.ru
© «Известные люди Юга России» Обратная связь Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru