Последние комментарии
Наши контакты
Журнал «Известные люди России» №2 (8)№1 (7)
Журнал «Известные люди Юга» №6(№5)(№4)(№3)(№2)(№1)

Читайте нас:  

   
24 августа 2019

Как поменялась судебная система в России в 2014 году

Прошлый год существенно изменил российскую судебную систему. О некоторых особо масштабных новациях – к примеру, о переходе полномочий Высшего арбитражного суда к Верховному – в рамках этой рубрики мы оперативно информировали читателей.
А в очередном выпуске «Законного интереса» попытаемся сделать обзор ключевых изменений, чтобы понять, каким образом сейчас функционирует «третья власть» – судебная. Экспертным мнением с нами поделился Роман САВИЧЕВ, возглавляющий одно из крупнейших на Юге России «Юридическое агентство «СРВ»:
– Напомню, что в феврале 2014 года президент Владимир Путин подписал поправки в Конституцию, по которым вместо трех главных судебных инстанций в стране останется только две. Высший арбитражный суд подлежал ликвидации, и его полномочия отходили «единому» – Верховному.
Много внимания пресса уделяла кадровому комплектованию новой инстанции. Процесс, надо сказать, был непростым. Так, штатное расписание предусматривало 170 должностей. В количественном соотношении это позволяло трудоустроить всех судей, работавших на момент реформы в объединяемых судах. Однако был выбран другой способ решения кадрового вопроса: отбор кандидатов для первоначального состава нового Верховного суда доверили специальной квалификационной коллегии. Процедуру отбора кандидатов определил отдельный федеральный закон: за место в объединенном суде на общих основаниях могли бороться судьи из обеих высших инстанций.
Сито, как рассказывают знающие люди, было мелким: строго к отбору подошла и упомянутая спецкомиссия, и президентская комиссия по кадрам. В итоге реально возник риск, что к моменту начала работы нового Верховного суда в августе его пленум будет неправомочен. На помощь был призван парламент – прошлым летом депутаты приняли 14-й федеральный конституционный закон, по которому кворум пленума рассчитывался исходя из числа действующих судей Верховного суда, а не от общего состава.
Для судей, лишившихся должностей в ходе всех преобразований, были предусмотрены серьезные компенсации. Причем к концу прошлого года Госдума России несколько смягчила требования для получения пожизненного содержания для оказавшихся не у дел бывших судей высших инстанций. В частности, для получения максимальных выплат минимальный стаж работы судьей был снижен с 10 лет до девяти с половиной.
Реформа несколько сказалась на организации арбитражного процесса. Экономическая коллегия Верховного суда РФ была создана как кассационная инстанция. То есть если ранее система арбитражных судов предусматривала четыре стадии рассмотрения споров (первая, апелляционная и кассационная (на уровне округов) инстанции, а также надзорная, которой являлся ВАС РФ), то теперь добавилась еще одна ступень кассационного обжалования в упомянутой выше коллегии. На первом этапе кассации ничего не изменилось, а вот второй стал похож на прежний надзорный порядок обжалования в президиуме ВАС РФ – жалобу будет рассматривать судья высшей инстанции и решать, передавать дело на рассмотрение коллегии или нет.
Вторым серьезным изменением для Арбитражного процессуального кодекса стало появление – по аналогии с гражданским процессом – у председателя Верховного суда и его заместителей права восстанавливать или отказывать в восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы, если обычный судья был против, отменять отказные определения судьи и отправлять дело на рассмотрение экономической коллегии либо президиума высшей инстанции.
Сейчас принципы работы Верховного суда продолжают шлифоваться, уточняются процедуры рассмотрения некоторых споров, что в итоге должно обеспечить выработку единых подходов к разрешению споров.
При этом на фоне столь глобальной ломки мало говорилось об изменениях законодательной основы и для функционирования Конституционного суда. Так, в прошлом году минимально допустимая численность действующих судей там была снижена с пятнадцати до тринадцати. Кроме того, установлено, что суд может работать при наличии в его составе не менее двух третей от общего числа судей вместо нынешних трех четвертей. То есть заседание может быть проведено, если на него пришли только девять судей. Кроме того, достигший предельного возраста судья больше не будет ждать назначения на свое место нового, а будет сразу уходить на заслуженный отдых, но президент при этом не ограничен временными рамками для внесения новых кандидатур.
Не могу ничего не сказать о том, что судебная система в 2014 году приросла географически. Присоединение к России Крыма и Севастополя потребовало создания там российских судов. С 26 декабря федеральные суды Крыма и Севастополя, практически созданные на месте прежних украинских, официально начали функционировать в системе судебной власти РФ. Заработали Верховный суд Республики Крым, Арбитражный суд региона, Крымский и Севастопольский гарнизонные военные суды, Севастопольский горсуд, Арбитражный суд Севастополя, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, городские и районные суды Крыма и Севастополя.
Кассация для расположенных в Крыму арбитражных судов вынесена за его пределы. Изначально планировалось, что это будет Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Однако в конечном итоге было решено все поменять, и эта роль отошла Арбитражному суду Центрального округа.
В самом конце 2014 года, как говорится, задним числом, проведено повышение вознаграждения судей с октября. Это часть трехлетней программы, по итогам которой, по словам замминистра финансов Юрия Зубарева, к 2017 году среднемесячный уровень оплаты труда судей увеличится в диапазоне 12,5 – 42,5%. На этот раз, в отличие от предыдущей реформы, в относительном выражении прибавка будет больше у их начальства на всех уровнях. Вместе с тем усиливается контроль за судьями: им придется отчитываться о расходах, если общая сумма сделок по покупке акций, недвижимости или автомобилей будет больше семейного дохода за последние три года.
Получить судейские льготы и выплаты теперь сложнее: в октябре федеральный закон вдвое – с 5 до 10 лет – увеличил минимальный срок работы судьей, необходимый, чтобы в судейский стаж засчитали и время работы прокурором, следователем или адвокатом. Минфин – разработчик этого документа – объяснил его появление тем, что такая реформа позволит сократить поток в судьи кандидатов-юристов, стремящихся быстро обеспечить достойную пенсию. Такой подход, на мой взгляд, вполне справедлив.
 
 

Рейтинг Известных людей

Посмотреть весь рейтинг

Ткачев
Александр Николаевич
Краснодарский край
Голубев
Василий Юрьевич
Ростовская область
Савичев
Роман Валерьевич
Ставропольский край

Кадыров
Рамзан Ахматович
Республика Чечня

Казакова
Ольга Михайловна
Ставропольский край
 
Другие проекты asrv.ru vestnikxp.ru ludiuga.ru
© «Известные люди Юга России» Обратная связь Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru