Последние комментарии
Наши контакты
Журнал «Известные люди России» №2 (8)№1 (7)
Журнал «Известные люди Юга» №6(№5)(№4)(№3)(№2)(№1)

Читайте нас:  

   
17 октября 2019

Новая модель местного самоуправления в крупных городах может быть эффективной

Недавно Государственная Дума России в первом чтении одобрила законопроект о двухуровневой модели местного самоуправления в крупных российских городах, авторами которого выступила группа депутатов и сенаторов.

Напомним, реформу анонсировал президент Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года. В нем он одной из первых обозначил задачу уточнения общих принципов организации местного самоуправления. В системе, констатировал глава государства, накопилось много проблем. О самой наболевшей говорится давно и всеми: объем ответственности и ресурсы муниципалитетов несбалансированны. В результате – неразбериха с полномочиями, которые в зависимости от обстоятельств постоянно перебрасываются с одного уровня власти на другой.
Что же предлагают законодатели, чтобы устранить диссонанс, тормозящий развитие территорий? Этот вопрос мы сегодня обсуждаем в рубрике «Законный интерес». Наш постоянный эксперт Роман САВИЧЕВ проанализировал проект закона не только с позиции юриста. Как депутат Думы края четвертого созыва он не понаслышке знает о том, какие недостатки действующего формата местного самоуправления особо мешают муниципалитетам двигаться вперед.
- Реформа местного само-управления действительно назрела, – отмечает Р. Савичев. – Достичь желаемого результата можно лишь в том случае, если ясно распределено, кто и за что конкретно отвечает. Действующий закон о местном самоуправлении вызывает сложные чувства: с одной стороны, это важный документ, систематизировавший действия органов местного самоуправления, с другой – практика показала, что жизнь намного сложнее, чем принятые нормативы. Сейчас стоит задача согласовать число полномочий и функций власти с ресурсом финансовых возможностей, которыми она может располагать.
Напомню, что Ставрополье стало одним из пилотных регионов, приступив в 1995 году к реформе самоуправления. За два десятка лет система претерпела много изменений в части межбюджетных отношений, порядка формирования представительных органов. В ряде муниципалитетов отказались от прямых выборов главы администрации и перешли к назначению на конкурсной основе. Получается, жизнь сама подтолкнула к тем новеллам, которые предлагают сегодня законодатели.
Главная новация законопроекта, который должен положить начало реформе, в том, что отменяются прямые выборы глав крупных городов с районным делением, – они будут назначаться из состава депутатов и возглавлять городские Думы, а за хозяйство будут отвечать сити-менеджеры. Соответственно, вводятся два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. При этом парламент городского округа будет формироваться из депутатов, делегированных районами.
На мой взгляд, это логично. Власть можно будет, скажем так, приблизить к избирателям. Ведь сейчас получается, что в крупном городе один депутат представляет интересы 15-30 тысяч избирателей, но в районе же не один депутат, а полный набор органов власти на всех уровнях местного самоуправления. Соответственно, создание внутригородских муниципалитетов позволит быстрее и лучше решать вопросы местного значения, обеспечит постоянное общение жителей с властью, увеличит возможности населения принимать в управленческих процессах непосредственное участие. Уверен, что эффективность будет обеспечена за счет разграничения политического и хозяйственного функционала. Я думаю, в этом плане Ставрополем уже накоплен достаточный опыт.
В случае полного одобрения эта поправка в 131-й ФЗ коснется чуть менее 70 российских городов, в которых есть деление на районы. Из них львиная доля – региональные центры. Вместе с тем законопроект распространяется также и на обычные муниципальные районы. Формирование районных Дум также предлагается осуществлять путем делегирования от Дум поселений, входящих в состав района. Глава района будет избираться представительным органом из своего состава, а глава местной администрации назначаться на должность по контракту по результатам конкурса. Хотя окончательное слово за субъектами. Хорошо, что законодатели не стали вводить новации в «обязаловку»: после вступления закона в силу двухуровневая система местного самоуправления не появится везде автоматически. Решение о ее введении будут принимать сами регионы с учетом мнения городских сообществ.
Конечно, сейчас звучит немало популистских заявлений: мол, «убиваем» демократию, отменяя выборы. Они сохраняются, но на более близком к населению уровне. А вот проблему сити-менеджеров в данном случае, на мой взгляд, не следует политизировать. Вопрос в первую очередь в подготовке профессиональных управленцев для работы в органах местного самоуправления. Есть регионы, где этим занимаются давно и всерьез, там кадровой проблемы не существует: сити-менеджеры взаимодействуют с избранными руководителями муниципалитетов, и никто не тянет одеяло на себя. Нужно лишь четко разделить полномочия – конкретизировать характер и направления работы исполнительной и представительной власти на местах и высших должностных лиц соответствующих органов. На выборной волне может прийти кто угодно. А вот если подбор руководителя будет проходить по конкурсу, в условиях которого прописаны все требования к квалификации претендента, гарантий поставить у руля успешного управленца гораздо больше.
В целом концепция изменений ясна, хотя сам законопроект, безусловно, еще будет дорабатываться. Но отмечу, что двух-уровневая система местного самоуправления – это уже хорошо зарекомендовавшая себя практика, это мировой тренд.
Приведу в пример «районные советы» в США, которые в большинстве случаев формируются в больших городах со значительной дифференциацией жителей по религиозным или этническим признакам, а то и вовсе по разному имущественному положению. Известны, в частности, советы в Лос-Анджелесе, которых насчитывается чуть менее сотни. Для формирования совета нужно, чтобы в микрорайоне было не менее 20 тысяч человек. При этом собираются подписи не менее 200 жителей. После этого избирается совет директоров из 20 – 30 человек, из их числа избираются президент, вице-президент и главный бухгалтер. В итоге они и представляют интересы местных жителей.
А например, каждый совет в Нью-Йорке возглавляется районным менеджером. Члены советов не обладают властными полномочиями, однако они имеют право обращаться с запросами и предложениями к руководству города. Формальной обязанности поддерживать инициативы советов у власти нет. Однако опыт Нью-Йорка показывает, что в большинстве случаев они не только принимаются к рассмотрению, но и реализуются. То есть система превратилась в действительно работающий механизм. И опора на зарубежный опыт при условии его разумного применения с учетом местной специфики позволит добиться улучшения российских общественно-политических институтов.

Юлия ПЛАТОНОВА

Рейтинг Известных людей

Посмотреть весь рейтинг


Кадыров
Рамзан Ахматович
Республика Чечня
Ткачев
Александр Николаевич
Краснодарский край
Савичев
Роман Валерьевич
Ставропольский край

Казакова
Ольга Михайловна
Ставропольский край
Голубев
Василий Юрьевич
Ростовская область
 
Другие проекты asrv.ru vestnikxp.ru ludiuga.ru
© «Известные люди Юга России» Обратная связь Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru